Тромбон
звукоизвлечение

trombone

Элементы системы звукоизвлечения на тромбоне и атака звука

4 мундштука
Цель статьи рассмотреть отдельные элементы системы звукоизвлечения на тромбоне

В связи с разной трактовкой понятия «амбушюр» и его применения в методических указаниях авторитетных авторов, будем избегать этой обобщающей характеристики. Хотя, по моему мнению, надо оставить амбушюру свой французский перевод - отверстие и не расширять словарную базу русского языка. Тем более этот термин не поможет исполнителю в постановке звукоизвлечения. Я согласен с Г.Орвид, что слово амбушюр ничего не объясняет и на этом точка.

Основные элементы системы звукоизвлечения

1. Губы и группа мышц

2. Мундштук

3. Дыхание

4. Рот-язык

Рассмотрим основные элементы системы звукоизвлечения.

1. Губы и группа мышц

Губы формируют струю воздуха при помощи мышц и участвуют в образовании звукового давления в канале тромбона.

1.1 Особенности антропологического строения губ

В антропологии классифицируются губы по толщине, форме и контуру верхней губы, размеру ротового отверстия.

а) толщина губ: тонкие губы; средние губы; толстые губы; вздутые губы.

б) форма верхней губы:

- прохейлия, когда верхняя губа выступает вперёд;

- ортохейлия, когда верхняя губа имеет вертикальный профиль;

- опистохейлия, когда верхняя губа отступает назад;

в) контур верхней губы: вогнутый; прямой; выпуклый.

1.2 Характерные признаки строения губ у разных народов

Экваториальной (негро-австралоидной) расе присущи толстые и вздутые губы, прохейлия. Европеоидам свойственны средние губы, ортохейлия. Некоторым народам на Севере Европы и Азии свойственны тонкие губы. Для пигмеев Центральной Африки и семангов полуострова Малакка характерен выпуклый контур верхней губы.

1.3 Формирование звука

Надо четко разграничить и понимать, когда звук определенной частоты зависит от мундштука, а когда от губ исполнителя. Для наглядности приведу пример из жизни. Многие из нас пользовались в быту водопроводной водой и в недалеком прошлом использовали вентильные смесители. Так вот, когда резиновая прокладка в них неплотно прикрывала канал, гудели водопроводные трубы. Чем больше отверстие между прокладкой, тем ниже звук. Так и в мундштуке, отношение диаметра отверстия в устье к длине канала тромбона отвечает за формирование звука определенной частоты нижнего регистра. За звукообразование выше каждой позиции кулисы, отвечают губы, которым необходимо образовать отверстие меньшим диаметром, чем устье мундштука. Частота и спектр звука зависит от диаметра и формы отверстия мундштука и губ. Амплитуда колебаний, громкость звука зависит от уровня звукового давления в канале тромбона. Окраску звуку придает вибрация эластичных губ при прохождении через них струи воздуха.

1.4 Способы постановки губ

Тромбонист рис Бидструпа

Условное разделение:

- надувание щек при звукоизвлечении ( рис. Бидструпа);

-улыбка;

- собранные губы: с опорой на уголки рта и без опоры(конус);

-без прижима.

2. Мундштук и его расположение

Мундштук - это часть медного духового инструмента,

принимающего сформированный воздушный поток. Мундштук не должен давить на губы и передавливать мышщы губ, а только плотно прилегать, обеспечивая давление воздушного потока в канале инструмента без потерь.

Положение мундштука определяется антропологическим строением губ и челюсти. Поэтому, для нахождения оптимального положения, необходимо к собранным губам приложить мундштук. Найти удобное расположение, и прокрутить его за ножку на губах - отцентровать. Это и будет положение мундштука на губах.

Влияние геометрии мундштука на систему звукоизвлечения.

В идеальном случае мундштуки всех духовых инструментов должны не подбираться из линейки производителя, а изготавливаться индивидуально в зависимости от строения губ и зубов.

3. Дыхание

Дыхание - это основа и начало звукоизвлечения.

Существует:

-глубокое и поверхностное;

- частое и редкое;

- верхнее;

- среднее (грудное) и нижнее (брюшное).

4. Рот и язык в формировании атаки звука

Рот и язык - осуществляют подачу воздуха в губное отверстие, формируя атаку звука.

При игре на тромбоне и медных духовых инструментах принято разделять на три вида атаки: твердая, мягкая, вспомогательная.

Для формирования атаки рекомендуется использовать голосовые связки и язык. Необходимые движения языка похожи на произношение согласных букв и слогов.

Так буква [т] – характерна для твердой атаки, [д] - для мягкой, [к] – для вспомогательной. Для того, чтобы звук тянулся, следует после твердой произнести гласную. Сочетая согласные с гласными [а], [о], [у], [е], [и] исполнитель составляется слог, который и формирует атаку.

Различия исполнительских медных духовых школ

Не редко исполнители задаются вопросом отличия русской школы игры на тромбоне от других школ. Интернет сделал доступным информацию про различные школы игры и их ее активно используют. Поэтому, скорее необходимо говорить о составляющих элементах, которые формируют эти отличия.

Первый элемент - это антропологические различия строения губ Экваториальных и Европеоидных рас.

Второй, различия в произношениях букв и слога носителями языка. Рассмотрим произношение букв [т], [д], [к] в русском и английском языке.

Сравнение:

Существенное различие [т]-русского алфавита и [t] – английского состоит в том, что при произнесении русского [т] передняя часть языка прижимается к внутренней поверхности верхних зубов и деснам, а самый кончик языка слегка опущен. В то же время при произношении английского [t] тупой конец языка прижат к альвеолам (бугоркам над зубами) под прямым углом. Фонема английского [t], такая же как и [k], перед ударным гласным произносится с придыханием (аспирацией), а в конце слога - очень отчетливо.

Сравнение:

Английское [d] - взрывное, звонкое, похоже на русское [д], но слабее. Артикулируется так же, как [t]- кончик языка упирается в альвеолы, но произносится с голосом, без аспирации, с меньшей силой. Это очень слабый краткий звук.

Сравнение:

Английское [k]- шумный, взрывной, глухой согласный звук. Похож на русский твердый звук [к], но произносится с придыханием. При произнесении английского [k] задняя спинка языка смыкается с мягким нёбом, образуя полную преграду. Выдыхаемый воздух энергично и мгновенно размыкает преграду, при этом голосовые связки не вибрируют. Сила взрыва (аспирации) фонемы [k] сильнее перед ударным гласным, слабее перед безударным гласным.

Вывод очевиден.

Ссылки

Copyright@ 2012-2016 avisitu.com